Поможет ли банкротство, если кредит оформили мошенники?
С каждым годом, по мере развития цифровизации, возрастает число мошенников, как телефонных, так и тех, кто работает по «слитым» базам данных. Как следствие, стремительно увеличивается число жертв «сетевых» аферистов. Притом не только тех, кто переводит денежные средства, взятые в кредит, под влиянием мошенников, но и тех, кто даже не подозревает, что стали заложниками кредитных обязательств.
Возникает вопрос: «Что делать дальше? Как поступить в этой ситуации?»
Во-первых, необходимо обратиться в полицию.
Практика показывает, что шанс раскрытия подобных преступлений неимоверно мал, однако обращение в органы внутренних дел необходимо для подтверждения в суде вашей добросовестности. После принятия заявления сотрудник полиции должен выдать талон-уведомление (его необходимо сохранить, т.к. именно он и будет выступать доказательством в суде).
По факту поданного вами заявления начнется доследсственные мероприятия. Вас пригласит для дачи показаний сотрудник внутренних дел. По результатам проверки он вынесет одно из постановлений:
1) О возбуждении уголовного дела;
2) Об отказе в возбуждении уголовного дела.
Как было замечено выше, процент раскрываемости по данной категории дел значительно мал, поэтому возбуждение уголовного дела и обнаружение мошенника не дает гарантий того, что банки или же микрофинансовые организации (МФО) спишет сумму кредита.
Во-вторых, обратиться в кредитную организацию, выдавшую денежную сумму. Там вам необходимо написать заявление и предоставить все подтверждающие документы (распечатки входящих и исходящих звонков и т.д.).
В течении 30-90 дней кредитная организация примет решение относительно вашей ситуации.
Если кредитная организация не реагирует на ваши действия, можно обратиться в Центральный банк Российской Федерации с жалобой на действие/бездействие банка.
В случае если приведенные способы не дали никакого результата, вам необходимо задуматься над процедурой банкротства.
В практике ООО «ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН», присутствует наиболее показательный случай, когда Должник в качестве утраты платежеспособности или недостаточности имущества указывал на мошеннические действия со стороны третьих лиц (Дело № А46-6946/2022).
Так, в 2020 году к нам обратился житель г. Сургут (далее Должник), пояснившего, что 16.12.2022 года ему (Должнику) поступил звонок на мессенджер «WhatsApp» от лица, представившимся сотрудником «Сбербанка». Мошенник заявил, что на имя Должника оформлена заявка на получение кредита, и чтобы отменить данную заявку-обезопасить счета, необходимо все денежные средства со всех банковских счетов обналичить и перевести их на защищенный счет банковской карты, который якобы был специально сгенерирован для Должника. Также, «сотрудник» банка просил сообщить Должника в каких банках последний обслуживается.
Должник, будучи уверен в достоверности информации и не подозревая никакого корыстного умысла со стороны «сотрудника», сообщил все запрашиваемые сведения. После чего, мошенник заявил, что нужно срочно обналичить все денежные средства со счетов и обезопасить их путем перевода на защищенный счет банка. Должник осуществил обналичивание денедных средств через банкомат суммами 100 000 рублей и 150 000 рублей. В дальнейшем через тот же банкомат осуществил перевод суммами по 60 000 рублей, 40 000 рублей, 150 000 рублей на расчетный счет мошенника.
На следующий день от «сотрудника» банка вновь поступил звонок Должнику, в этот раз мошенник заявил, что на имя Должника подана заявка на получение кредита в сумме 600 000 рублей. Для аннулирования данного кредита необходимо оформить встречный кредит на сумму 600 000 рублей и перечислить по 300000 рублей через банкомат иных банков на страховую ячейку, через которую будет аннулирован кредит. Должник также ничего не подозревая выполнил указания мошенника. Далее произошла таже самая ситуация, но только на сумму 137 000 рублей.
Впоследствии, «сотрудник» банка на связь не выходил. Денежные средства Должнику возвращены не были.
Противоправными действиями злоумышленников, Должнику был нанесен материальный ущерб в размере 1 137 000 рублей.
Сам Должник являлся трудоустроенным
Благодаря профессиональной помощи сотрудников ООО «ЦЦЕНТР ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН», Должник благополучно прошел процедуру банкротства и списал «свои» кредитные обязательства.
Подведем итоги
В подобных и иных случаях, чтобы не стать жертвой мошеннических действий, необходимо соблюдать следующие «превентивные» рекомендации:
1) Записать официальный номер банка, чьим клиентом вы являетесь. Если входящий звонок будет осуществляться с иного номера, нежели записанного в абонентской книжке вашего телефона, то на данный номер лучше не отвечать.
2) Если же вы все-таки взяли трубку- не совершайте никаких действий по указанию звонящего. Сотрудники банков сами осуществляют все операции по защите карты клиента.
3) Как можно быстрее заканчивайте разговор.
4) Помните, что сотрудники банков никогда не спросят у вас коды безопасности с обратной стороны карты (CVV/CVC), логин от личного кабинета вашего банка, коды из СМС, а также номер банковской карты. Если же вы что-то успели сообщить мошенникам, незамедлительно позвоните на горячую линию вашего банка, сообщите данную информацию.
6) По завершении разговора, проверьте не было ли совершено с вашего счета каких-либо операций.
Если вы все же сомневаетесь: "Кто вам звонил", то помните, что никто не мешает вам завершить в одностороннем порядке диалог в любое время и перезвонить самостоятельно, будь то в банк на горячую линию или полиция, в зависимости от того кем вам представлялись звонящие.